Что такое фонематический слух?
Как известно, фонема ‒ это самая маленькая звуковая единица языка. В переводе с греческого слово фонема означает “звук”. С помощью этих звуковых единиц мы можем строить и различать такие важные звуковые единицы языка как морфемы, слова и предложения. Следовательно, фонематический слух представляет собой возможность распознавать речевые звуки, т.е. различать фонемы.
Развитие умения распознавать фонемы начинается с раннего возраста. Изначально ребенок не приспособлен к различению фонем, взрослея он приобретает это умение. Приобретается эта способность, когда ребенок слышит речь взрослого и общается с ним. Его слух очень быстро адаптируется к звукам родного для него языка. К началу второго года жизни начинается активное использование звуков, неразборчивый детский лепет превращается в полноценные взрослые слова.
Каждый из языков характеризуется своими определенными фонемами. В русском языке важны гласные звуки и ударение. В отличие от других языков, длительность и высота звучания не являются смыслообразующими. В согласных звуках важны проявления звонкости/глухости, твердости/мягкости. Таким образом на смысл передаваемого сообщения в русском языке влияют гласные, ударение, звонкость/глухота и твердость/мягкость согласных звуков. Если человек умеет различать эти признаки, то он обладает фонематическим слухом.
Как проявляются нарушения?
Фактически мы слышим не ушами, а мозгом. Уши являются только передатчиками сигналов из внешней среды в слуховые центры мозга, где происходит обработка информации. Если у человека нет никаких нарушений, то специальные центры мозга правильно расшифровывают услышанные звуки и переводят их в смысловые образы. Если же нарушения есть, то ребенок не может правильно понять смысл услышанного. Для него одинаково звучат такие слова как: крыса-крыша, ложки-рожки.
Восприятие и воспроизведение звуков является единым и взаимосвязанным процессом, поэтому если человек не может понять смысл сказанного, то и с произношением, а затем и с письмом и чтением у него будут проблемы. Поэтому развитию фонематического слуха придают большое значение как специалисты, так и родители. Однако эта работа не всегда легко и успешно проходит. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации, но результат либо достигается очень медленно, либо незначительно. Чаще всего это значит, что недостаточно проработан прошлый этап развития ‒ неречевой слух. Структура, занимающаяся речью, в нервной системе намного более поздняя в своем эволюционном происхождении и в онтогенезе, чем речевой слух. Он воспринимает шум воды, ветра, бытовые шумы, звуки музыки. От того насколько развита «база», т.е. неречевой слух, зависит развитие более сложных составляющих.
Как развить фонематический слух?
Развить восприятие фонем можно с помощью специальных упражнений и игр. Например:
- Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков природы: шум водопада или дождя, журчание ручья, звук морского прибоя, шум листвы на деревьях, пение птиц. Затем обсудите услышанное. Спросите, чем похожи звуки, где можно их услышать, какие показались ребенку знакомыми, а какие он услышал в первый раз.
-
Исследуйте природу звуков любых предметов и материалов, которые найдете вокруг себя. Бросайте их, стучите, рвите. Проверяйте все возможные звуки, которые способен издавать предмет.
-
Создайте шумящие коробочки. Для этого нужно взять два набора коробочек небольшого размера(для себя и ребенка) и наполнить их различными материалами, которые при встряхивании будут издавать разные звуки. Туда можно поместить песок, крупу, макароны, кнопки, скрепки, пуговицы или комки бумаги. Нужно взять коробочку, потрясти ее, а ребенок, внимательно послушав, должен найти из своего комплекта коробочек похожий звук. Игра идет до момента нахождения всех пар. Есть и другие варианты: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Затем можно поменяться ролями.
Фонематический слух важен для развития речи. Если ребенок испытывает трудности с различением и пониманием звуков, обратитесь за помощью к специалисту ‒ детскому логопеду.
Детский логопед-дефектолог в Минске в центре "Е-clinic"
Детский логопед в Минске ведет консультативный прием в центре "Е-clinic". Преимущества консультаций логопеда в центре:
-
квалифицированные логопеды с опытом работы от 3-х лет;
-
удобная система записи: онлайн, через чат-бот, по телефону;
-
отсутствие очередей и максимальный комфорт.
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись онлайн
|